Выступление на онлайн-конференции

Выступление на конференции

МКОУ Татевской СОШ им. С.А. Рачинского

Оленинский район

7 октября 2014 года

 

Марченкова В.М., директор школы, руководитель музея

На сегодняшней конференции мы представляем коллектив МКОУ Татевской средней общеобразовательной школы. Несмотря на нашу малочисленность – на сегодняшний день в школе только 15 обучающихся с 1 по 9 класс, школа не стоит на месте, стремится развиваться в ногу со временем, но, не забывая заветов прошлого и активно используя в учебно-воспитательном процессе краеведческий принцип обучения и воспитания.

Все мы, возвращаясь к истокам лучших традиций русской школы, активно используем в своей работе педагогическое и духовное наследие великого педагога С.А. Рачинского, богатый краеведческий материал, накопленный муниципальным краеведческим музеем имени Н.П.Богданова-Бельского. Сегодня мы понимаем, что выдвижение воспитания на первый план закономерно: если не соединить традиционные стремления школы к развитию способностей, мышления, интеллекта, расширению кругозора с формированием устойчивой позиции личности, ее духовности, нравственности, культуры и интеллигентности, результаты школьного образования окажутся скорее технократическими нежели гуманистическими, и школа не выполнит своей миссии в отношении будущего Отечества. Как здесь не провести параллели с педагогом-новатором 19 века С.А.Рачинским? Он писал:

«Школа захватывает всю жизнь ребенка и становится великою силой, налагающею на него неизгладимую печать. Как это зависит от духа школы, от ее организации, от лиц, ею управляющих. … Школьное дело может принести жизненный плод лишь при поддержке словом и делом со стороны окружающей среды и именно тех ее представителей, которые, по своему досугу, своему образованию, своему общественному положению на виду у всех становятся предметом сравнительного и бессознательного подражания. Недостаточно для этого строить школьные помещения, снабжать их пособиями, приставлять к ним патентованных учителей. Нужно нам жить той жизнью, духовной и нравственной, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ».

(С.А.Рачинский)

Качественное, полноценное образование, позволяющее воспитанникам реализовать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, обладающими социальной и культурной компетентностью и сформироваться достойными гражданами, настоящими творческими личностями, способна дать сегодня лишь та школа, в которой большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Личность воспитывается личностью. То, насколько личность учителя может воздействовать на образовательный процесс, в нашей школе знают не понаслышке, поскольку ее история тесно связана с создателем особой модели сельской школы С.А.Рачинским, в основе которой лежало развитие умственных сил ребенка и его воли, гармоничное развитие душевных сил воспитанников, сердца, чувств и духовных дарований, создание нравственно-цельного характера. Развивая идеи татевского педагога-подвижника, мы положили в основу своей деятельности принципы личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, а именно:

  • использование опыта ребенка:
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий и решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору способов проработки учебного материала;
  • накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке и во внеурочной деятельности личностного, значимого контакта учителя и ученика на основе сотрудничества.

Своей целью мы считаем совершенствование условий для выявления и развития способностей каждого ученика; формирование образованной, физически здоровой личности, стремящейся к овладению опытом нравственного поведения, освоению ценностей русской национальной культуры. История нашего края позволяет привлечь богатейший материал для решения воспитательных и образовательных задач. Село Татево Оленинского района Тверской области, в котором находится школа, связано не только с именем помещиков Рачинских, особое место среди которых занимает подвижник народного образования Сергей Александрович Рачинский. Это при нем Татево стало образовательным центром, откуда нравственное и педагогическое влияние Сергея Александровича распространялось на всю читающую и мыслящую Россию, в особенности на сельских учителей и сельских пастырей. Это он за время своей деятельности на учительском поприще подготовил целые поколения искренне любящих свое дело народных учителей. Огромное количество других имен, связанных с Татевом получило широкую известность и признание в 19-20 веках. Среди них следует вспомнить: всемирно-известного художника Н.П.Богданова-Бельского; выдающегося духовного деятеля А.П.Васильева, исповедника царской семьи; философа В.В.Розанова; равноапостольного святителя Николая (Касаткина), главы православной миссии в Японии, ныне причисленного к лику святых Русской православной церковью; писателя Иванова А.С.; профессора, кандидата медицинских наук Богданова И.Л.. Питомцы Татевской школы стали писателями, видными военачальниками, академиками, лауреатами Государственных премий, известными учителями. Их имена составили славу и гордость России, отразили ее лучшие традиции, истоки которых – Тверской край, оленинская земля, татевские заповедные места.

Сегодня много интересного о богатейшей истории села, школы, рода Рачинских можно услышать в краеведческом музее села Татева. Этот музей вырос из школьного, созданием которого еще в 1974 году начал заниматься учитель истории и директор школы Лебедев И.В. В 1976 году ему было присвоено звание «Школьный музей», и его руководителем стала Иванова А.А., потомственный педагог. С 1998 года экспозиции школьного музея были размещены в бывшем доме управляющего поместьем Рачинских, восстановленном и отреставрированном силами учителей и учащихся школы. В 2000г. школьный музей получил статус муниципального и ему было присвоено имя бывшего выпускника школы, воспитанника С. А. Рачинского, Н.П.Богданова-Бельского. Материалы музея активно используются в учебно-воспитательном процессе Татевской средней школы, а также школ района, публикуются в средствах массовой информации, научно-популярных изданиях. Метод извлечения духовно-нравственных элементов из разных культурологических, исторических источников используется всеми учителями нашей школы как на уроках, так и во внеурочной работе. Особый интерес у детей вызывает проектная деятельность, связанная с краеведческим материалом. Среди наиболее значимых проектов, выполненных учащимися под руководством учителей стали «Локальный экологический мониторинг озера села Татево» (2008г.), создание СД-диска «Певец крестьянских детей. Н.П.Богданов-Бельский.» (2009г.), «Из истории рода Рачинских» (2010г.), «Растительное сообщество школьного сквера» (2011г.), «История твоей семьи в истории Тверской земли» (2011г, 2013г.), «Герои картины и их потомки» (2008-2013гг). Последний из названных проектов стал наиболее продолжительным. Работа над ним была начата учащимися 9 класса вместе с классным руководителем Матвеевой А.Н. еще в 2008 году, в рамках подготовки к празднованию 140-летия со дня рождения Н.П. Богданова-Бельского, известного художника-передвижника, воспитанника и выпускника школы С.А.Рачинского. Речь идет об известной картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», написанной в Татеве в 1895 году.

О работе над этим проектом расскажет учащаяся 7 класса Шматкова Алина.

 

Шматкова Алина, обучающаяся 7 класса

Герои картины – ученики школы С.А. Рачинского, жившие в нашем селе и окрестных деревнях. По воспоминаниям местных краеведов и самих героев картины, установлены имена всех учеников, послуживших прототипами образов «Устного счёта». Как же сложилась судьба этих деревенских мальчиков? Кто их потомки? Это, согласитесь, очень интересно узнать, тем более что родственники некоторых из них , как оказалось, живут не только в нашем районе, но и каждый день встречаются с нами.

Для некоторых из нас стало открытием, что бывший учитель физики Александра Петровна Ростунова - внучка Ивана Ростунова, того самого мальчугана, который изображён на переднем плане картины. Благодаря представленным ею и ее родственниками материалам участники проекта узнали, что в семье Ивана Ростунова было семеро детей. Воспитанные на христианских идеалах доброты и человеколюбия, все они выросли настоящими людьми. Сыновья Ивана Евстафьевича Пётр (1915 – 1982) и Александр (1917 - 1949) в годы Великой Отечественной войны защищали Родину. Сам Иван Евстафьевич Ростунов до войны трудился в колхозе, работал почтальоном. Умер в годы войны во время эвакуации. Большинство потомков этого рода – люди с высшим образованием. Среди них есть учителя, инженеры, военнослужащие, журналисты. Работа настолько оказалась интересной, что учащиеся решили продолжить проект и довести его до конца, проследив судьбы каждого героя картины. На сегодняшний день полностью восстановлена история потомков еще одного героя картины - Дмитрия Волкова, ставшего сельским фельдшером, которого до сих пор с благодарностью вспоминают старейшие жители села. Во время работы над проектом музей получил бесценный материал из семейного архива Волковых, который передал его родной внук, ныне пенсионер. Интереснейшие биографии потомков, являвшиеся иллюстрацией важнейших исторических событий, предстали перед участниками проекта. Бывший мальчик с картины воевал в Первую мировую войну, работал в хирургическом отделении военно-полевого госпиталя. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, Дмитрий Данилович был военфельдшером партизанского отряда.

Многие из потомков рода Волковых в трудные для страны времена встали на защиту Родины. Воевали сыновья Дмитрия Даниловича: Иван – военный летчик, прошел всю войну, вышел в отставку в 1958 году в звании полковника; Пётр – инженер-приборостроитель, подполковник; Сергей, окончивший до войны железнодорожное училище, во время войны был пулемётчиком, получил тяжёлое ранение. Все они награждены орденами и медалями. Дочь Лидия была вместе с отцом в партизанском отряде, расстреляна фашистами. Ещё одна дочь Д.Д. Волкова, Прасковья Дмитриевна Кондрашова, стала учителем Татевской школы, начав свою трудовую деятельность ещё до войны и воспитав не одно поколение детей.

 

Марченкова В.М. директор школы, руководитель музея

В настоящее время работа над проектом продолжается. И, надеемся, что она не только будет способствовать развитию познавательной и творческой активности всех участников проекта, но и окажет влияние на формирование ценностных ориентиров личности детей.

И конечно же в центре проектной деятельности краеведческий музей.

На его базе работает краеведческий кружок, проводятся массовые мероприятия, музей - активный участник всех школьных дел и мероприятий, что позволило ему стать главным звеном созданной в школе воспитательной системы, а затем историко-краеведческого центра, созданного в 2007 году. В основу деятельности центра легла программа «Мой край родной». Под его руководством проходят ставшие уже традиционными вечер встречи выпускников (январь), конкурс сочинений «Защитник в моей семье»(февраль), митинг к Дню освобождения района (март), уроки мужества «Возьми себе в пример героя» (апрель), празднование Дня Победы и встреча с потомками защитников села от немецко-фашистских захватчиков, Линейка Памяти С.А.Рачинского (май), акции «Школьный двор», «Мы этой памяти верны», «Живи, родник», «Татево в цвету» (июнь, июль), Праздник села (август), малая краеведческая экспедиция по созданию «Энциклопедии ушедших деревень» (сентябрь), День пожилого человека (октябрь), конкурс рисунков и интеллектуальная игра «Поле чудес», посвященные Дню рождения художника Н.П.Богданова-Бельского (декабрь).

С музейными проектами тесно связана и работа созданного в 2003 году эколого-краеведческого отряда «РЭП» («Рыцари экологии природы»). О его работе расскажет учащийся 9 класса Егоров Евгений.

 

Егоров Евгений, обучающийся 9 класса

В составе отряда «РЭП» и учащиеся и учителя. Основной формой его работы является проведение различных акций, направленных на восстановление, воссоздание и охрану исторических, культурных, природных объектов села Татева.

Мы считаем, что каждый человек должен помнить, что этот край с его природными и духовными богатствами достался нам от наших предков. Мы должны всерьез задуматься над тем, что же мы оставим после себя на нашей тверской земле, скажут ли нам впоследствии «спасибо» наши потомки, сможем ли мы без стыда и страза посмотреть им в глаза.

В основе нашей деятельности лежат традиции народного педагога Сергея Александровича Рачинского. Он писал: «Любовь к природе, понимание ее красот – один из лучших плодов истинного образования, и всё, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого» и подчеркивал неоднократно, «что любовь к труду дает не только практические знания и навыки, но также здоровье и долголетие».

Ежегодным стало проведение следующих акций:

  • Живи, родник!
  • Приведем в порядок свою планету
  • Школьный двор
  • Спешите делать добро

Часто отрядом проводятся субботники по уборке мусора не только на пришкольной территории, но и возле музея, в парке, в берёзовой роще, где находится братское захоронение села Татева.

Может быть результаты работы нашего небольшого отряда не столь масштабны, но они значимы, ведь как говорил Антон Павлович Чехов «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша».

 

Марченкова В.М. директор школы, руководитель музея

В октябре 2011 года наша школа праздновала славный юбилей: 150 лет со дня основания (А основана она была помещицей Варварой Александровной Рачинской в 1861 году). В мае 2013 года – 180-летний юбилей со дня рождения С.А.Рачинского.

Это юбилейное торжество собрало на родине С.А.Рачинского большое количество неравнодушных к судьбе современного образования людей не только из Оленинского района, но и Бельского, Ржевского районов, г.Твери и г.Москвы. Гости посетили краеведческий музей села Татева, носящий имя воспитанника Рачинского Н.П.Богданова-Бельского, познакомились с живописными окрестностями села. Слова приветствия на торжественной линейке Памяти, ставшей традиционной в Татевской школе со дня присвоения ей в 1998 году имени выдающегося педагога-новатора и общественного деятеля XIX века С.А.Рачинского, прозвучали из уст Главы Оленинского района Дубова О.И., советника-консультанта Губернатора Тверской области Астраханкиной Т.А., епископа Ржевского и Торопецкого Адриана (Ульянова), заместителя директора Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского, руководителя Семейного клуба трезвости при храме Всех Святых на Соколе Гусева Г.В., ведущего научного сотрудника отдела инновационной педагогической практики ТОИУУ, к.п.н. Салык Н.А.

Все выступающие на линейке говорили о том, какой яркой личностью был С.А.Рачинский, какой огромный вклад внёс этот замечательный человек в историю российской педагогики.

Но особенно трепетно звучали стихи, посвященные великому педагогу, в исполнении учащихся Татевской средней школы имени С.А.Рачинского:

Поклон тебе, Учитель, до земли!
Поклон за сердце, отданное детям!
В истории России, в памяти людей ты жив,
Для нас, Учитель, ты бессмертен!

Линейка закончилась возложением цветов к могиле С.А.Рачинского и панихидой.

Затем открылась научно-практическая конференция «Социально-педагогическое и культурное наследие С. А. Рачинского и его место в современной жизни», программа которой была многоплановой, насыщенной. Выступающие делились своими взглядами о месте и роли педагогического опыта школ Рачинского, социальной педагогики Рачинского и претворении его идей в современной школе. Широко был представлен опыт использования краеведческого материала, в том числе и учащимися МОУ СОШ №2 г.Ржева, МОУ Бельской СОШ, МКОУ Татевской СОШ. Всеми участниками конференции тепло было встречено выступление народного коллектива «Тальяночка»(г.Ржев) и его режиссера , к.п.н., Кузьминой О.М. На конференции состоялись презентации двух книг: сборника «Рачинский С.А. «Из доброго сокровища сердца своего…» Статьи и письма» (составитель Ушакова И.В.) и трилогии «Становление», «Искание», «Сотворение» к.п.н., члена союза писателей России, заслуженного тренера, генерального директора международного Благотворительного Романовского фонда «Святой горы Афон» Хлопецкого А.П. Участники конференции выразили решимость продолжить работу над изучением и внедрением в современную жизнь богатейшего педагогического и социально-культурного наследия великого Учителя века, как называли С.А.Рачинского писатели В.Ян и И.Аксаков. По окончании конференции состоялся небольшой концерт, подготовленный силами коллектива МКОУ Татевской СОШ.

Все участники конференции увезли с собой памятные значки, проспекты, сертификаты участников, а также поделки учащихся с организованной в ходе конференции благотворительной выставки-распродажи.

18 мая было проведено заседание секции православных школ, представленное выступлениями преподавателей г. Москвы: педагогического факультета ПСТГУ, православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, певческой гимназии. Второй день конференции совпал с празднованием иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в честь которого был совершен молебен и крестный ход в с.Татево.

Материалы конференции вошли в сборник научных трудов «Трезвость и педагогика в современной России».

На сегодняшний день мы активно сотрудничаем с православными обществами из различных регионов России. А истоки этого сотрудничества кроются в давних событиях истории, связанных также с именем С.А.Рачинского. я предоставляю слово учащемуся 9 класса Коричкину Роману, который расскажет об этом.

 

Коричкин Роман, обучающийся 9 класса

К концу XIX – началу XX веков профессор Московского государственного университета С.А. Рачинский основал первые общества трезвости, а также установил традицию дачи обетов трезвости в Троицкой церкви села Татево. Сергей Александрович был уникальным человеком, выдающимся педагогом и гражданином. Его вклад в трезвенническое движение дореволюционной России переоценить сложно. Только трезвенный образ жизни, соединенный с духовно-нравственными ментальными ориентирами, способен в полной мере преобразить человека и всё общество – так считал Рачинский. Заботиться о возрождении трезвого и духовно развитого общества – задача каждого, кто считает себя русским и печется о благе Отечества – такого мнения придерживаются те, кто возрождает трезвенное движение сегодня. Коллектив нашей школы тоже понимает необходимость реальных шагов в этом направлении. Поэтому, как только протоиерей Алексий Бабурин, председатель правления Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, побывавший в Татево в 2010 году, выдвинул предложение о проведении на родине трезвости Фестивалей православных обществ трезвости, мы его поддержали. Нашли поддержку и понимание в этом вопросе и у администрации Оленинского района и Ржевской епархии.

Первый фестиваль обществ трезвости состоялся 27-28 октября 2012 года. Он собрал представителей 24 организаций и обществ трезвости из 12 регионов России. Второй фестиваль приобрел характер международного и проводился 15-16 мая 2014 года. Площадкой для проведения Фестивалей стала наша школа.

Целями Фестивалей трезвости стало:

- создание на время их проведения в селе Татево «территории трезвости», где каждый из участников смог бы приобщиться к глубокой традиции трезвенного движения в дореволюционной России, поделиться собственным опытом обретения трезвого образа жизни, ощутить поддержку единомышленников для дальнейшей деятельности в этой области;

- оказание благотворного влияния на возрождение традиционных семейных ценностей не только среди его участников, но и хозяев гостеприимной татевской земли.

Итогом работы Фестивалей, превративших Татево в новую площадку для взаимного обмена опытом и общения трезвеннических православных организаций, стало не только проведение мастер-классов семейных клубов трезвости, но и возобновление дачи обетов трезвости в Троицком храме после 130 летнего перерыва, а также внесение предложения духовенством Ржевской и Торопецкой епархии о необходимости подготовки материалов и обращения в синодальный отдел о возможности канонизации С.А. Рачинского.

Для нас участие в этих значимых событиях стало возможностью познакомиться с новыми интересными людьми и приобрести опыт организации новых форм социального общения.

Всего комментариев: 0